04 сентября 2018
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей. Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, познавательное, речевое развитие, художественную литературу, конструирование, художественно – эстетическое развитие (изотворчество, музыку, театр).
Главная цель работы педагогов ДОУ по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения следующих задач:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.
Что должен знать и представлять ребенок:
- знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
- фамилию, имя и отчество своих родителей;
- иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых конька).
Знать следующие правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый свет светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу,
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
- знать устройство проезжей части,
- знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
- знать правила поведения в транспорте,
- знать и соблюдать правила поведения во дворе.
Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.
Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы.
В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов:
- Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
- При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма:
- Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
- Игры на проезжей части
- Невнимание к сигналам регулирования движением
- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелѐных насаждений и других препятствий
- Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта Незнание правил перехода перекрѐстка
- Хождение по проезжей части при наличии тротуара
- Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет
- Езда на роликах и самокатах по проезжей части
- Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах:
- При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка.
- Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
- Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и замечать приближающуюся опасность.
- При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
- Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать ребенка за руку.
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
- Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
- Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку.
- Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.